"Не рисуйте идеальную картинку". Как тюменским родителям подготовиться к первому походу ребенка в школу?

28.08.2018 5:38

Близится первое сентября, и тюменцы поспешно заканчивают подготовку к новому учебному году. Родители покупают школьную форму и канцелярию, а ученики узнают расписание и с грустью прощаются с летними каникулами.

Если для родителей старшеклассников ничего непривычного в осенней суете нет, то взрослые, чьи дети впервые отправляются в школу, часто близки к панике. Иногда родители нервничают даже сильнее будущих первоклашек, перебирая в уме возможные проблемы и способы разрешения конфликтных ситуаций. О том, как пережить первый поход ребенка в образовательное учреждение, минимизировав при этом количество собственных седых волос, портал Megatyumen.ru узнал у школьного психолога Людмилы Звягинцевой.

— Самое главное — не рисуйте себе идеальную картинку. Даже если у вас школьные воспоминания остались радужными и приятными, это не означает, что все было гладко. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок может увидеть проблему там, где вы бы не заметили. Важно не отмахиваться от нее, как от незначительной, а оказать ребенку своевременную и действенную помощь, — отмечает психолог.

По словам специалиста, первое, с чем столкнется ребенок — это переход к строгому графику. Для многих (не только детей, но и взрослых) это является стрессом. Готовить будущего первоклассника к такому переходу, безусловно, нужно заранее.

— Используйте обычные жизненные моменты, — рекомендует психолог. — Например, пройти чуть подальше, чем хочется, посидеть чуть дольше, чем обычно. Включайте фантазию, но без фанатизма. Приучить ребенка к выдержке за один день невозможно.

Вторым важным моментом является расширение социального поля ребенка. В частности, учитель на долгое время станет одной из главных фигур в жизни школьника.

— Можно много говорить о том, что учителя разные и ко всем подход не найдешь. Но учитель начальных классов у вас один, и именно от вас во многом зависит, как будут складываться отношения между ним и вашим первоклашкой. Старайтесь с самого начала закладывать позитивное отношение между ребенком и педагогом. Если вы будете в разговорах ненавязчиво говорить о педагоге хорошее, то именно это ваш ребенок принесет в класс. Учителя тоже люди, и они тонко чувствуют, как к ним относятся.

Например, родитель может спросить совет по подготовке ребенка и помощи в обучении, а также предложить помощь учителю. Как отмечает Людмила Звягинцева, это будет не слишком большой платой, чтобы заложить основы взаимопонимания на ближайшие несколько лет. Еще одной важной деталью школьной жизни, безусловно, являются одноклассники.

— Необходимо привить ребенку понимание, что все люди разные. Он не может нравиться всем и, одновременно, не может всем не нравиться, — говорит психолог. — Важно не делать из этого катастрофу. Можно рассказать, что с кем-то из коллег у вас не получается найти общий язык, но вы не видите в этом большой проблемы, так как вам не особенно интересно мнение этого человека о вас. Впрочем, работа по сплочению класса тоже может зависеть от вас. Проявляйте инициативу, предлагайте внеклассное интересное времяпрепровождение. Это поможет контролировать ситуацию.

Часто у родителей, которые впервые повели своего ребенка в школу, возникает вопрос: как лучше оказать ученику помощь, не переборщив при этом и не взвалив на себя решение проблем, с которыми ребенок вполне способен справиться самостоятельно. Нужно ли делать с ребенком домашние задания, контролировать, насколько тщательно он собирает рюкзак по утрам и не пошел ли в школу в грязных туфлях? В каких моментах можно предоставить ребенку свободу действий, а когда стоит вмешаться?

— Главное слово здесь — «вмешаться». Прислушайтесь: не зря оно созвучно со словом «мешать», — отмечает Людмила Звягинцева. — Родителю необходимо осознать, что школа — это важный этап в развитии ребенка, и теперь у него появится больше ответственности. Именно у него, а не у вас. Перекладывание ответственности на ваши плечи, пусть даже с вашего добровольного согласия, сохранится на продолжительное время, если не на всю жизнь. Возможно, сейчас эта дополнительная ответственность придает вам вес в собственных глазах, но не слишком ли ноша тяжела? И так ли она полезна для маленького пока человека, которому нужно научиться принимать решения, а не полагаться на тех, кому посчастливилось оказаться рядом?

Разумеется, это не значит, что нужно отказывать ребенку в помощи. Психолог рекомендует подключать юного школьника к решению самых разных вопросов и проблем. Так, ребенок должен принимать участие в подготовке и выборе одежды, самостоятельно складывать ранец и делать домашнее задание.

— Если вы видите ошибку, можете изобразить неуверенность. Сказать, что решение примера кажется вам спорным. Пусть ребенок учится отстаивать и аргументировать свою позицию. Дайте ему возможность учиться на своих ошибках. В конце концов, оценка в дневнике — это всего лишь показатель понимания пройденного материала.

Нередки ситуации, когда между школьником и учителем возникает конфликт. Размолвки и недопонимания могут здорово отравить учебный процесс, а в некоторых случаях — и вовсе сделать его невыносимым для ребенка. Особенно в случае, если мать или отец однозначно становятся на позицию преподавателя, отказывая ученику в поддержке и понимании. Специалист напоминает, что ребенку выйти победителем из конфликта с педагогом практически невозможно. Намного проще предотвратить возникновение размолвки, однако, если сделать это не удалось, важно разобраться в причинах недопонимания и не оставлять ребенка без поддержки.

Источник

Читайте также